Damisol® 3551 - силиконовый
Категория: Прочие пропиточные компаундыПрименение: Тяговые двигатели
Производитель: Von Roll
Существенная характеристика: Термоусадочный, VPI
Название/бренд: Damisol
Описание:
3551 пропиточный состав (силиконовый компаунд без растворителя) на основе фенил-метил-винил-водород-полисилоксане – силиконовой смоле со встроенным катализатором.
3551 является светопроницаемым, термореактивным, термоусаживаемым составом с отличными температурными свойствами и предназначен для изготовления электрических тяговых двигателей температурного класса 220.
Применение:
3551 используется специально для тяговых двигателей температурного класса 220 согласно Публикации МЭК 349. В основном он используется в процессе вакуумной пропитки (VPI). При использовании не требует добавления каких-либо растворителей.
Применяется вместе с изоляционными пленками Samicapor® температурных классов H/C. Пленка обладает низкими диэлектрическими потерями, которые остаются низкими при воздействии температуры и напряжения, а также имеет, хорошие механические характеристики и обладает высокой эластичностью.
Использование:
3551 используется для процесса вакуумной пропитки тяговых двигателей. Он обладает отличной проницаемостью и хорошим сцеплением с металлическими поверхностями, стеклотканями и слюдяными бумагами (Samica). Для достижения значений твердости D 75-90 по методу Шора, условия отвердения должны быть следующими:
• 4 часа при температуре 200 °C или
• 8 часов при температуре 180°C
В тонком слое, где состав контактирует с воздухом, он может оставаться липким. Следует избегать попадания оловянных, свинцовых или серных составляющих в состав. Так как вязкость быстро возрастает при нагревании (см. Диаграмма 1), вращающиеся части двигателя следует подвергать пропитке в неподвижном положении.
Свойства жидкого состава:
Цвет |
Бесцветная или желтоватая, прозрачная или слегка мутная |
||
Плотность |
23°C |
г/м3 |
1.12 – 1.14 |
Вязкость |
23°C |
мПа*с |
1300±400 |
Gel time по Текам: |
180°C |
Минут |
5-12 |
После загустения состав больше не является жидкостью, тем не менее, он еще не отвердел. Затвердение происходит тогда, когда тестируемый образец достигает значений твердости D 75-90 DIN 53505 по методу Шора
Диаграмма 1. Вязкость как функция температуры
Диаграмма 2. Характеристика вязкости как функции хранения
Свойства отвердевшего состава:
Твердость по методу Шора |
23°C |
75-90 |
DIN 53505 |
Прочность на изгиб, Н/мм2 |
23°C |
20-35 |
DIN 53452 |
Tan d После 7 дней хранения в воде при 50 °C |
23°C |
2-7x10-3 |
DIN 53483 |
Удельное сопротивление |
|
|
|
Коэффициент линейного расширения |
23-220°C |
7x10-5 |
DIN 16946 |
Характеристики состава в течение технологического процесса:
Для определения изменения вязкости во время цикла пропитки, как показано на Диаграмма 3, моделировалось с готовым к использованию составом (всего 40 циклов).
Вязкость измерялась в мПа*с по Бруфилду при температуре 23 °C и 45°C после каждого цикла (см. Диаграмма 3) без добавления нового компаунда в течении 40 циклов.
Первоначальная вязкость состава: при 23°C 1 300 мПа*с
45°C 400 мПа*с
Диаграмма 3. Моделирование цикла пропитки
Диаграмма 4. Изменение вязкости
Пример применения:
Процесс вакуумной пропитки
Когда используется пленка Samicapor® класса H/C и 3551 компаунд предлагается следующая технология:
Подготовка и изоляция отформованных обмоток, а также обмоток статора. Для получения изоляции высокого класса рекомендуется перед намоткой пленки консолидировать проводники (например, при помощи 3551) и откалибровать. В случае обмоток статора необходимо использовать силиконовую мастику 4361.
Изоляцию обмоток необходимо производить очень тщательно. Остальные детали, касающиеся технологии изоляции и необходимого количества слоев изоляции приведены в брошюре, описывающей силиконовую систему вакуумной пропитки. После этого, обмотки вставляются в ротор или статор машины. В случае тягового двигателя постоянного тока полюсные обмотки должны быть только запрессованы в полюсные башмаки. Их монтаж в статор производится после пропитки полюсных обмоток.
Процесс пропитки должен выполняться следующим образом::
Наиболее подходящая температура пропитки между 45 и 50°C , температура состава не должна превышать 55°C.
1) Просушить перед пропиткой в зависимости от типа изоляции и размера 4-12 часов при
температуре 120-140°C.
2) После этого обмотка должна быть охлаждена до температуры 40-50°C и положена в автоклав,
подогретый до температуры 40-50°C.
3) Просушить в вакууме примерно 1 час при температуре 40-50°C и остаточном давлении
< 1 мбар.
4) Всосать предварительно подогретый пропиточный состав (макс. 50°C), используя вакуум
1-4 мбар.
5) Вакуумная перегонка от получаса до часа при 1-4 мбар.
6) Фаза давления в течение 3-5 часов при давлении от 2 до 6 бар согласно приложению.
7) Слить пропиточный состав.
8) Отверждение в течение 8 часов при 180 °C или 4 часа при 200°C, предпочтительно в предварительно нагретой печи. Отсчет времени отверждения начинается с момента, когда температура обмоток достигает температуры отверждения. Вращение в процессе сушки предпочтительно, так как приводит к лучшему распределению состава и меньшим потерям.
Характеристики изоляции:
Напряжение пробоя изоляции SAMICAPOR класса Н/С, пропитанной составом 3551, как функция старения при температурах 220, 240 и 270°C после 7, 14 и 28 дней, показана на Диаграмма 5.
Хранение:
Срок хранения компаунда в хорошо уплотненном контейнере составляет 9 месяцев
Поставка:
Пропиточный состав 3551 поставляется как однокомпонентный материал готовый к использованию (Европа). Нет необходимости перемешивать его перед использованием. Поставляется в контейнерах емкостью 20, 25, 50 и 200 кг. Компаунд не опасен и теоретически дозволяется транспортироваться без каких-либо ограничений по железной дороге, автотранспортом, морем и самолетом.
Меры предосторожности:
Отвердевший состав не токсичен.
Во время работы с жидким составом необходимо соблюдать следующие правила:
• Чистота рабочего места;
• Избегание контактов состава с кожей и попадания его в глаза;
• Использовать только в хорошо вентилируемом помещении.
• В случае попадания в глаза, обильно промыть водой пока не пройдут болезненные
ощущения.
• Защищать кожу.